Фаза 1: Стратегическое планирование. Определение
Обьема работы.
Концепция:
Опрос клиента: вопросники, профили посетителей
Стратегический план: задачи маркетинга, обзор
конкурентов,
требования к рекламе, потребности пользователей
ресурса.
Функциональный план: технические задачи, задачи
функциональности.
Административные задачи:
Выбор команды: продюсер, арт-директор/дизайнер,
автор/эдитор, программист.
Расписание и бюджет проекта.
Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора
цветов, шрифтов, технологий и т.п. Тогда как логичнее начать с анализа
проекта, планирования предстоящей работы и поиска ответов на ряд
важных вопросов, касающихся будущего сайта. Время, потраченное на
сбор и обработку нужной информации, окупится с лихвой, помогая избежать
потери денег и энергии в дальнейшем...
1. Вы получили деловое предложение. В первую очередь
постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике, о его фирме;
сферу бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу.
2. Получите у него ответы на следующие вопросы:
- Зачем ему нужен сайт? Почему он его создает и какие цели и задачи
преследует?
- Желает ли он моментальной отдачи или подготавливает почву для
более агрессивного бизнеса в Сети в дальнейшем?
- Что входит в его цели: продать продукцию или сервис, увеличить
покупательский рынок, обеспечить поддержку уже проданному товару?
- Возможно, он надеется подняться на уровень конкурентов, которые
давно имеют свои ресурсы в Интернет?
- Если бы у него была возможность донести только одну идею до своих
пользователей, какой бы она была?
- Какие дальнийшие действия ожидает он от посетителей его Веб-страниц?
Обращение за более полной информацией? Визит в магазин или оффис,
покупка напрямую с сервера?
- Как заказчик измерит успех или неудачу сайта? Как узнать, что
сайт получился удачным - понравилось начальнику? Выиграл Сетевые
награды? Популярен в среде пользователей?
- Кого он хочет видеть своим посетителем? (Дизайн и содержание сайта
должны оправдывать ожидания и удовлетворять потребности пользователя)
- Почему к нему будут приходить? За какой информацией?
- А какую информацию он может предоставить? Одна из распространенных
ошибок профессионалов - это убежденность в том, что пользователи
достаточно просвещены в вопросах, касающихся деятельности фирмы.
Вероятнее всего, это не так. Маркетинг заказчика только выиграет
от результатов обучения возможных клиентов. Ваша с ним задача -
выбрать из моря информации ту, в которой нуждается посетитель.
- Интересуется ли он привлечением одноразовых посетителей (для счетчика)
или надеится превратить случайных прохожих в регулярных пользователей?
Лояльность требует частого обновления материалов.
3. Узнайте, кто является конкурентом заказчика.
Как выглядят их Интернет ресурсы. Очень важно, чтобы сайт клиента
не подражал другим, а представлял уникальный и последовательный
в себе имидж. Составьте документ с подробным описанием того, что
вы знаете о данной индустрии в Интернете. Сделайте выводы - что
работает и что не работает для схожей группы пользователей на других
сайтах. Что бы вы могли использовать на сайте заказчика, и что пользовать
не стоит.
4. Когда вы утвердите профиль будущего посетителя
(см. вопросы выше), составьте список возможных требований (например,
основной группой пользователей будет молодежь, которая дозванивается
в Интернет через слабый модем и терпеть не может ждать загрузки
страницы дольше, чем 30 сек.) и пожеланий (они хотели бы иметь возможность
обмениваться мнениями на доске или болтать в чате) различных посетительских
групп.
5. Следующие, решите вопросы по функциональности
ресурса.
- Что заказчик находит необходимым для его сайта? К примеру, динамические
страницы, генерируемые базой данных, веб-коммерция, каталоги, программы?
Сделать-то можно все, что он пожелает, дело в стоимости и сроках
исполнения.
- Спросите, кто будет мониторить и обновлять подобные функции?
- Имеет ли заказчик неординарные требования к безопасности?
- Как и где будет хоститься сайт?
- Существуют ли какие-либо исключения?
- Кто будет обновлять и поддерживать ресурс?
- Какие у заказчика планы на будущее, касательно Веб-сайта?
6. Технические спецификации будут служить основой
всех скриптов, css, графики, html, java и других технических элементов
сайта. Определите, какое програмное обеспечение потребуется пользователям
для просмотра ресурса, а также общий технический подход к разработке
и поддержке сайта. Хотелось бы знать резолюцию монитора посетителя,
скорость их модема, сколько памяти в его системе, количество воспроизводимых
цветов, какие плагинсы (програмные модули) имеют и т.д. Подобную
информацию можно найти в уже существующей у заказчика базе данных
пользователей, из интервью, опросов клиентов заказчика, или обычных
логических предположений.
7. Вы должны договориться с заказчиком о бюджете
проекта, сроках исполнения (если важно) и расписании. Одновременно
стоит подумать над тем, какие специалисты вам понадобятся. Возможно,
вас не затруднит создать небольшой сайт своими силами, но для серьезного
проекта лучше воспользоваться знаниями и опытом професcионалов.
Успех Веб-ресурса покоится на равновесии между достижением
желаемых результатов и затраченных в процессе средств. Не стоит
пытаться прыгнуть выше головы; потеря времени и денег - результат
суперожиданий и нереальных запросов. При планировании, в первую
очередь, стоит принимать во внимание нужды будущих посетителей,
а не последние достижения технологии и эгоцентричный энтузиазм разработчиков.
Мы не создаем сайты для себя, мы создаем их для наших посетителей.
Фаза 2: Тактическое планирование. Разработка структуры.
Карта сервера
Подготовка контекста, создание и эдитирование
Обозрение материалов
Технические спецификации (тактическая сторона)
Навигация и разметка страниц
Имея на руках результаты опросов заказчика и профили
будующих посетителей, пришло время шевелить мозгами в поисках идей,
которые помогут веб-сайту достичь поставленных перед ним задач.
Первый ваш шаг - набросок "карты сайта". Это графическая
диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Ваша
карта должна включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости
они находится относительно других страниц и материалов. Очень важно
получить "добро" заказчика на "карту", и отметить любые изменения
в стуктуре, такие как удаление или добавление страниц, что может
повлиять на бюджет проекта.
Планирование контекста происходит в тесном сотрудничестве
с заказчиком. Возможно у него уже есть готовые материалы, другие
должны быть модифицированы, переписаны или созданы с нуля. Необходимо
четко разграничить обязанности между вами. Кто будет ответственен
за что? Если заказчик поставляет весь материал, составте ему расписание.
Передача текстов вечно занимает больше врмени, чем мы расчитываем
и часто именно заказчик виновен в растягивании сроков проекта.
Определитесь с текстом для каждой страницы до начала работы над
дизайном. Навигация сайта будет напрямую зависеть от количества
и глубины содержания, а его стиль и тон окажут влияние на визуальный
язык композиции.
Тактическую сторону технических спецификаций можно
отразить в коротком документе, определяющим подход и используемые
технологии при кодировании страниц и визуальной разметке.
- Будут ли страницы генерироваться "на лету" из датобазы?
- Будут ли использованы Cascading Style Sheets (CSS)?
- Потребуется ли наличие модуля (plug-in) или специального контроля
на машине пользователя?
- Под какой минимум необходимо оптимизировать цветовую палитру?
- Вы будете писать код сами или использовать WYSIWYG "Что вижу,
то и получаю" эдитор (Dreamweaver, к примеру)?
- Будут ли использованы DHTML, Channels, Push технологии?
Затем вы должны определиться с навигацией. Как будет
посетитель продвигаться по сайту? Какая связь существует между страницами,
куда можно попасть от куда и т.д. Для большинства проектов нет нужды
придумывать новые невигационные схемы. Учитесь на сайтах, которые
вам нравятся больше всего: проще - лучше. Подгоните существующую
удачную модель под нужды своего проекта и используйте ее. Людям
необходима возможность легко передвигаться по сайту, только и всего.
Фаза 3: Дизайн Интерфейса.
Творческие поиски и разработка стиля
Создание прототипов
Утверждение заказчиком
Графическое производство: дизайн датабаз и форм,
анимации, графика в GIF/Jpeg, обработка в html.
Вы изучили своего заказчика, представляете содержание
каждой будующей страницы и вовсю идет работа над текстами. Самое время
заняться интерфейсом.
Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор, пока
у вас не будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых
5 можно развить дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте
над другими. Продолжайте искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте
поэксперементировать с различными эффектами: real audio/vidio, динамическое
html, необычное использование тегов и т.д.
Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для входного
экрана, навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных,
украшающих элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте частицу
большого изображения. Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами,
эмоциями. Как только вы найдете удачную тему, проработайте ее как
можно глубже, потом отложите в сторону и примитесь за новую.
Вообразите себя пользователем и попробуйте смотреть
на окружающий мир, Интернет его глазами. Походите по сайтам, где
он может бывать, полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным
окружением...
Используйте графический редактор. Очень удобно скопировать
окно броузера (F13 или Print Scrn, далее Ctrl+double click в окне
графического редактора, затем Ctrl+V в новый файл) в Фотошоп или
Иллюстратор и накладывать слои композиции прямо на него.
Выбирите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько
эстравагантный и консервативный, который вы уверены понравится заказчику.
Создайте для них прототипы, которые он сможет посмотреть и одобрить.
Прототип - черновой вариант слинкованных между собой основных страниц
сайта. Не обязательно писать код для этих страниц, вы прекрасно
можете обойтись image-maps. Порежте страницы на части и пролинкуйте
графику между собой. Не тратьте время на ее оптимизацию, и обьясните
заказчику, что она немного потеряет в качестве при дальнейшей обработке.
Задача прототипов - хорошо смотреться в окне браузера и понравится
заказчику.
Фаза 4: Програмирование.
Создание: CGI, Javascript, Java, формы, датабазы
HTML: кодирование
Валидация: содержания, грамматических ошибок,
работы линков
Тестирование в различных броузерах.
После того как вы разработали дизайн и сверстали
модели основных страниц, можно приниматься за техническую работу
- HTML кодирование, CGI формы, датабазы и прочее програмирование.
Несколько советов:
1. Когда над сайтом работают несколько человек,
обязательно стоит договорится об общей логической системе наименований.
Если каждый будет скидывать свои творения куда захочется, это будет
существенно затруднять поик коллегам, и в конце все равно приведет
к переименованию.
2. Рассортируйте ваши графические файлы по классам
в зависимости от их размера. Старайтесь держать колличество таких
классов минимальным. Например: заголовки, подзаголовки, "ноготки",
полная графика и т.д. Графические размеры от 1 до 5.
3. Подберите оптимальную палитру для графики в одном
отдельно взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса.
Работая над большим сайтом удобно использoвать DeBabelizer (http://www.equilibrium.com),
сценарии которого позволяют очень быстро и точно процессить большое
кол-во файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop (http://www.adobe.com),
не сдвигает цвета "безопасной веб-палитры" в сторону при оптимизации.
4. Используйте <!-- коментарии --> в своем
коде, оставляя пояснения для программистов и создателей текстов.
5. Используйте абсолютно схожий код на различных
страницах, для облегчения глобального поиска и изменений.
6. Если на странице очень много текста и других
материалов, удалите все "возвраты коретки" и коменты из кода, что
существенно снизит размер файла.
7. Потратьте время на изучение тех программ, с которыми
работаете, ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом
новых версий и обновляйте свои инструменты регулярно.
8. Делайте копии (Back up?) того, что сделали каждый
день по окончанию работы.
9. Проверяйте свою работу на разных броузерах и
основных ОС. Поменяйте настройки в броузерах выставив большие или
маленькие размеры шрифтов, изменив цветовые настройки, откройте
все манюшки и бары которые имеются.
10. Проверяйте:
- Грамматику
- Правильное название файлов
- Работу линков
- Название страниц в поле Титул
- Фоновые цвета
- Целостность и тегов
- Визуальное выравнивание
- Что получится при изменении размеров окна броузера, шрифтов, цветов?
- Различия резолюций. А как оно будет смотреться в монохроме?
11. Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте.
Подключайте как можно больше людей к этому процессу. Для заказчика
это отличная возможность "поучаствовать" в проекте. Если есть возможность
проверить на будующих посетителях, не упускайте ее. Внимательно
следите как люди со свежим взглядом на сайт реагируют на вашу навигацию
и систему наименований. Не пытайтесь помочь им "найти" что-либо,
но попросите комментировать каждый шаг. Например куда они ожидают
попасть при клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно
распечатать весь сайт на бумаге и проверять стилистические и грамматические
ошибки таким образом.
Фаза 5: Публикация и Маркетинг.
Публикация:
Выбор хост-провайдера, покупка имени домейна
FTP веб-сайта на сервер: создание дерикторий,
установка permissions
Презентация сервера и Празднование столь знаменательного
события
Последние работы над сайтом могут включать следующее:
- Создание банеров/заголовков прозапас
- Добaвление последнего контекста
- Запуск CGI сценариев
- обновление линков (старайтесь всегда давать условные пассы к документам,
а не полный URL. К примеру: ../images/dot.gif вместо http://www.yoursite.ru/images/dot.gif
Таким образом вам не придется менять данные во всех ссылках при
переносе сайта на сервер нового провайдера, если в будующем возникнет
подобная необходимость.)
- написание мета-тегов
- добавление авторских прав и предупреждений
- убедитесь что графика везде меет атрибуты width и height, соответствует
основной цветовой палитре, имеет "Alt" пояснения.
При выборе имени домейна, старайтесь выбирать простые
и легко запоминающиеся слова. Следуйте следующим правилам:
- Краткость и Простота. Короткие адреса легче запоминаются,
в них сложнее сделать ошибку: Gazeta.ru, Pupkin.com
- Описание. Хорошо, когда по адресу можно догадаться о содержании
сайта. Имя компании не всегда является достаточным пояснением: beerclub.com
тумана не напустит :-)
- Запоминаемость. Лучшие адреса добавляют к простоте элемент
интереса - частенько игру слов, как в www.anekdotov.net - который
поможет посетителям помнить это название через часы, дни и месяцы.
Идеально, когда адрес можно запомнить, услышав в разговоре или по
радио.
О том как зарегистрировать домейн читайте статью
Андрея Новикова.
Скопируйте структуру сайта со своей машины на сервер
заказчика и еще раз протестируйте каждую страничку в брaузере. Конфигурация
чужого сервера может потребовать изменений в сценариях или расширениях
файлов (htm вместо html). Убедитесь все работает так, как вы предполагали.
Если вы надеятесь на регулярных посетителей, стоит
зараннее составить план обновления материалов. Если заказчик желает
делать это сам, потратьте время и научите его управляться с сайтом.
Дайте ему минимальные знания по работе с текстовым редактором и
ftp программой. Постарайтесь автоматизировать его действия специальными
сценариями. Оставте о себе хорошую память и заказчик будет рекламировать
вас своим друзьям и знакомым, что может привести к новым заказам.
В природе существуют заказчики, которые обставляют
выход в свет нового сайта с подобающей событию помпой. Если это
не про вашего, все равно отметьте завершение проекта со своей командой
или друзьями.